Сомнение относительно статуи Ахиллеса. — Бюст Мальцовой. — Отзыв посланника. — Театры.
К братьям. Рим. 20 апреля по нов. ст. 1820 г. — Любезнейшие родные! Сей день, 20-го апреля, есть день отличный, торжественный для меня: утром я проводил Глинку, Эльсона и Тона, которые отправились в Неаполь и Сицилию; в полдень я получил дорогое ваше письмо, вечером за письменным столом разговариваю с вами.
Проводив товарищей, я не захотел идти ни на квартиру, ни в мастерскую. Вместе с Сазоновым пошли мы в Ватикан размыкать наше горе перед Аполлоном, перед Лаокооном. Задумавшись, возвращался я назад, думал о прииске новой квартиры, горевал о своем одиночестве, и однако ж радовался, что от сегодня время мое будет принадлежать одному мне, как вдруг завидел меня Скуделлари. Он замахал обеими руками и издали дал мне знать, итальянским жестом, о письме. Слава Богу! Письмо давножеланное, наконец, в моих руках! Наконец могу идти домой: я не один там буду, со мною письмо ваше.
Благодарю вас, любезные мои, за ваши письма, за ваши кресты, за ту радость, какою вы меня подарили. Благодарю и общих друзей наших за их приписки, коими они меня почтили. Долго ждал я их! Да, «das heisst erst die Geduld zu prüfen 1), и к моему Geduld уже приросла было частица «Un». Не смотря на то, что я положил было себе не писать к вам, пока не получу от вас письма, — не смотря на то, что, чем долее его не получал, тем упрямее хотел на своем поставить, не смотря на это, я только ждал отъезда моих товарищей, чтобы написать к вам так: «Я побежден кругом: вы победили мое упрямство, президент победил мои деньги, Гектор победил моего Ахиллеса».
Побежденный Ахиллес! Какой прекрасный предмет для насмешек и острых слов! Но не пугайтесь за меня: у меня есть теперь от вас письмо, и он еще не побежден! А хотя бы и так было? Что ж? Когда столько раз побежденный Гектор еще осмелился противостать Ахиллесу, то неужели, столько раз победитель, я должен уступить при первой неудаче? Нет, «я буду довольно тверд и не опущу рук». И пристойно ли мне быть малодушным, мне, шурину высокоблагородного кавалера и брату благородных кавалеров? Нет! Восстанем и исправимся. А сегодня, пока, ляжем спать.
21-го апреля. — Все это так, конечно; но, если я все таким образом стану повествовать, то, думаю, вы не скоро догадаетесь, что я сказать хочу. Вот в чем дело: я бьюсь, бьюсь со своею фигурой и, право, не лениво бьюсь, но толку нет; словом, я совсем сбился с толку. Товарищи, правда, мне говорят: «да хорошо уж, начинай оканчивать!» А я отвечаю: «Как хорошо? Фигура без ансамбля может ли быть хороша?» Между тем Крылов настолько уже подвинул своего Гектора, что мог показать его Канове и некоторым, приезжавшим сюда, русским господам, и все были довольны. Я же своей фигуры еще никому не хотел бы показывать; однако ж почти нечаянным образом должен был зазвать к себе графа Кутайсова, а он — вот что меня пугает — после этого заказал Крылову работу, монумент брату своему, убитому при Бородине (т. е. мраморную его статую). Кутайсов видел обе наши фигуры, а заказал не мне; следовательно...
Вы знаете, что я, при всем моем самолюбии, превеликий трус. Но вы не должны быть так трусливы, как я. Еще не кончен бой; еще, может быть, удастся отомстить Кутайсову, заставить его раскаиваться!
Пусть, однако же, все сие останется, до времени, между нами: и мне было бы стыдно, да и Крылову не хочется, чтобы в Петербурге знали, что он получил такую большую работу; а то, пожалуй, прибавки не дадут. К тому же, может быть, из всей этой работы не выйдет ни пха.
Так не сказывайте пока никому об этом. К чему я об этом говорю? Это не мое дело. А и мое дело было бы долговое, без вашей помощи... О горе-президент!
14 мая. — Наконец, после стольких дней, стольких недель отдыха, снова принимаюсь за письмо. Надобно уже сказать и о причинах сего долгого отдыха: 1-е, я перебирался на новую квартиру и теперь живу в одном доме с Крыловым, в том же доме, где моя мастерская, и в той самой комнате, где жил Тон до своего отъезда; 2-е, я был занят, и очень занят: г-жа Мальцова должна была, наконец, уступить чахотке, которая уже несколько лет подтачивала ее здоровье; муж ее захотел, чтобы я снял с покойной маску и сделал ее бюст; а, как он был намерен в скором времени оставить Рим, то я и должен был спешить работою, чтобы при нем сделать хотя лицо. Это сделано, он доволен и заказал мне произвести из мрамора; 3-ье, в то же время проектировал я памятник, который г. Мальцев хочет ей поставить в деревенской своей церкви. Последняя работа, памятник г. Мальцовой, может быть — вечная память ангельской душе ее! — может быть, никогда не будет и производиться, ибо г. Мальцев, кажется, для того ее мне и заказывал, чтобы мне дать работу, т. е. чтобы учтивым образом помочь моей бедности: он взял мои чертежи (croquis) с собою и обещал прислать ответ из Москвы.
Теперь спешу отвечать вам на то, что вы пишете о посланнике, о президенте, о штате. Мы, пенсионеры, имеем довольно важные причины сомневаться в благонамеренности затей нашего президента и можем думать даже совсем противное. В самом деле, каким образом мог бы он упустить случай помочь нам? Не понимаю! Между тем он может навязать себе на шею хлопоты; пусть он предупредит их, если это уже не поздно. Когда, в наш светлый праздник, мы пришли к министру 2) поклониться и похристосоваться, он, после обыкновенных приветствий, начал так: «Ну что тово? Вам все еще ничего нет? Не знаю, что они там делают; я уж им тово-то писал; ну, не вам, хоть бы мне поверили; пусть, хоть бы уважили тово мое-то представление. Да вот, я еще им напишу. Я напишу так: ваше обещание нисколько им в кармане не прибавило, и на ваше обещание им ничего не продадут. Да, та́к напишу я! Что, в самом деле? Государь столько мне верил и в делах поважнее этого, а теперь мне уж и верить не хотят!» Последние слова он произнес, улыбаясь, но тоном приметного негодования. Мы его благодарили за доброе желание, представляли, что Государь о нас уже известен, что он уже приказал. Он прервал нас словами: «да ничего же ведь не сделано», встал с софы и ушел. Если письмо, которое напишет чрезвычайный посланник и полномочный министр, будет написано в таком духе, то — как вы думаете? — не может ли это наделать хлопот маленькому Universalgenie 3), который все хочет знать и делать один, и ничего, между тем, не делает. А мы — ей, ей — не подстрекали министра, да и нужды никакой в том не имеем. Мы терпим, и от того единственно терпим, что Алексей Николаевич хочет сам штат сочинить, и мы слышали, что половина штата уже набело переписана, а другую половину скоро начнут сочинять.
31-го мая. — Наверное вы опять будете смеяться, когда получите письмо, целые полтора месяца писанное. Но кто же велит вам почитать это одним письмом? Принимайте это за три разных письма. И так, новое письмо, da capo!
Почтеннейший Александр Христофорович!
Лишнее было бы сказывать, сколько я радуюсь успеху, который имело ваше рассуждение о славянском языке; удовольствие, с которым я читал все, вами писанное, вместо меня то вам скажет. С сожалением думаю: сколько пройдет времени, прежде нежели я сам прочитаю оное. Конечно, мне не придется читать его вслух перед Анной Ивановной на софе под № 20 4), или на милой лежаночке под № 15, ибо не думаю, чтобы вы о юсах могли сказать много сантиментального. Вероятно также, что из сей истории юсов я не пойму многого, ибо я в них не знаток. Но все-таки желаю, чтобы время чтения скорее пришло, — желаю, чтобы вы имели более досуга заниматься под № 7 собственным делом, и чтобы между тем оставался часочик для написания ко мне иногда грамотки. Надеюсь, что к моему приезду вы много приготовите разных штук мне для прочтения. Вы пишете мне о театре и этим вызываете меня сказать вам нечто о здешних театрах. Если бы покойный Эрстрейх не был уже покойник, то наверное я должен бы был отдать ему подробный в них отчет. Я бы должен был ему сказать, что здесь восемь театров, не считая множества так называемых у нас лубочных или сарайных театров; должен был бы сказать, что все сии театры большую половину года бывают заперты, и что все они никуда не годятся. Наконец, я должен бы был описать ему каждый театр особенно, и такая длинная материя заняла бы несколько писем. Пока довольно будет, если я скажу, что также редко посещаю театр, как и вы, потому что не имею охоты возвращаться домой после полуночи, и для того-то кукольный театр предпочитаю всем прочим. Там Арлекино и Кассандрино — как известно, важнейшие после папы особы в Италии — в четверть часа наговорят целую кучу острых или глупых смешных слов, и потом — ступай домой! Однако ж, как русскому, мне должно упомянуть, что на одном из здешних театров (Teatro Valle) вошел ныне в моду наш Петр Великий. Со времени моего приезда были представлены шесть пьес, в которых он занимает главную роль. Одну из них: «Открытие С.-Петербургского порта или прибытие в Петербург первого голландского судна», я видел; сюжет ее мне очень понравился и, кажется, мог бы, с великою удачей, быть обработан для нашего театра. В самой же пьесе нашлось бы многое покритиковать, но превосходная игра актера Вестри заставила забыть все ее недостатки: он только явится, встанет, взглянет, поклонится, — все карикатура и все без карикатуры, все так просто и натурально, что, кажется, в самом деле видишь голландского шкипера. Кажется, уже довольно на этот раз об театрах. Еще разве что-нибудь о себе. Кто сказал, что будто министр особенно рекомендовал меня, тот верно хотел сделать вам комплимент, потешить вас; иначе надобно, чтобы мой великий ум, мое примерное поведение и проч. были у меня написаны на носу, на бровях, на ушах и проч. Мы с министром так коротко знакомы, что я не смею ручаться, чтобы он знал мое имя; а рекомендовать меня ему также некому. Матвеев, правда, исправляет ему, в рассуждении нас, должность — по́ просту сказать — шпиона; но и он что́ может об нас сказать? Мы только изредка с ним встречаемся в Кафе-Греко, и то по вечерам, когда он уж на все сквозь стакан смотрит. О Щедрине — это другое дело: он живет вместе с Батюшковым, принят в доме нашего в Неаполе посланника и, следовательно, рекомендуем всем русским господам и посещаем ими; а эти, в свою очередь, рекомендуют его здешнему министру, отчего он всегда на виду и на счету. Я уже не говорю о том, что здешний министр батюшке его знакомый человек: вместе в Париже были.
Иван Иванович! Глинка, прежде отъезда своего, натурально, кончил рисунки, о которых ты уже знаешь. Посланник наш, г. Италинский, великий любитель древностей, был доволен ими до улыбки, даже до смеха; а главный здешний архитектор, г. Стерни, обещал, что он будет сделан за оные членом здешней академии Сан-Лука. Однако ж, пока это дело не кончено. Глинке не хочется, чтобы о нем знали. Это — тайна!
3-го июня. — Любезные брат, Карл Иванович! Ты пишешь о бюсте папы 5). Совет этот, в самом деле, превосходный, и, может быть, со временем я им воспользуюсь; но теперь это невозможно: я должен спешить со своим Ахиллесом, чтобы не втюриться в долги, должен спешить с бюстом г. Мальцовой, чтобы не потерять доверенности; потом должен буду, может быть, спешить с ее надгробным памятником — небольшой барельеф — чтобы заработать денег. Я даже так занят, что, при всем моем желании вырубить самому бюст г. Мальцовой, должен буду отдать его в чужие руки. А всю беду Ахиллес наделал. Признаться, он меня нисколько не радует. Впрочем, не думаю, чтобы папский бюст был так интересен. Иначе Михаил Павлович мог бы легко себе сделать в Риме какой угодно: здесь в Риме множество его и бюстов и портретов, и маленьких, и больших.
Далее — тебе не́ о чем ко мне писать? О бедный секретарь! Не стыдно ли тебе? Зачем же ты давно не писал об отливке статуи Фавна? Тогда у меня были и деньги, и случаи для отправления; я нарочно берег 100 скуд из присланной вами тысячи рублей и ждал из Петербурга решения. Оно не приходило, и я подумал, что Мартосу показалась цена высокою, и он отдумал. Между тем Крылову пришло хоть в петлю лезть. Как не помочь товарищу? Я его ссудил 60 скудами, которые он, по уговору, давно должен бы был отдать, но уплатил только половину, которую я, вместе с остальными, истратил. И так, у меня теперь нет денег, но и нужды в них нет, потому что нет и случаев для пересылки; а до весны я надеюсь иметь опять деньги, ибо надеюсь кончить Ахиллеса и бюст, да и президент, может быть, до весны соберется об нас подумать. Скажи, пожалуйста, что́ это он с нами делает? В этом месяце опять рапорты, а я — ей, ей! — не знаю что́ писать! Вот форма нам данная: «...месяца...числа имел я честь получить от И. А. X. предписание, которым мне поручено то и то; по сему исполнено то и то etc; в конце представлять о своих нуждах». Ты приказные обряды знаешь: скажи, не так ли следует писать по этой форме; «от самого выезда моего из Петербурга и до сего дня, в течение целых двух лет, не имев чести получить от И. А. X. не только никакого предписания, но и никакого известия о ее существовании, честь имею донести, что нужды мои точно таковы же, каковыми я, товарищи мои и г. министр в течение целого полугода их представляем. Впрочем, имею честь и проч.?»
Примечания
1) Вот как сначала испытывается терпение.
2) Наш посланник.
3) А. Н. Оленину.
4) А. X. Востоков прислал С. И. подробный план своей квартиры, на котором всякая вещь была обозначена особым нумером.
5) Мартос советовал С. И-чу сделать бюст папы и, чрез посредство посланника Италинского, поднести Государю.